Суббота, окт 2021
Как тренировать память ребёнка
Как тренировать память ребёнка

В школьные годы дети столкнутся с огромным объёмом информации. Им нужно будет удерживать в голове исторические даты, правила русского языка, математические, физические и химические формулы и законы. Запомнить всё это не так-то просто. Но помочь будущему школьнику можно, если приступить к решению проблемы заблаговременно. Как тренировать память ребёнка, чтобы усвоенный материал запоминался на долгое время? О чём нужно помнить самим родителям, которые хотят повысить успешность детей в школе? Давайте узнаем все секреты хорошей памяти.

Как тренировать память ребёнкаВиды и особенности памяти

Память – это сложный психический процесс, заключающийся в запоминании фактов, явлений, событий, накапливании полученных знаний и воспроизведении их в необходимый момент. Как несложно догадаться, такая способность включает три главных механизма.

  1. Запоминание. Данный этап включает получение информации, проходящей посредством нервных импульсов. Новые сведения соединяются с уже имеющимися, благодаря чему возникают ассоциации между определёнными событиями, умениями, знаниями, фактами и пр.
  2. Сохранение. На этом этапе в головном мозгу образуются своеобразные «отпечатки» информации, которые сохраняются в течение всей жизни. Исследования учёных показывают, что человек помнит практически всё, что он когда-либо знал или видел, но обычно не может извлечь нужные сведения из этих «отпечатков» памяти.
  3. Воспроизведение. Данный период подразумевает способность извлекать и грамотно применять сохранённую информацию. То есть человек вспоминает то, что знал раньше. Обычно это те сведения, которые для него важны или связаны с определёнными эмоциональными переживаниями.

Поступающие в память сведения проходят последовательно все эти этапы. Затем информация или надолго откладывается в голове, или остаётся там без возможности вспоминания. Тут всё будет зависеть от особенностей человека, а также от того, какой тип памяти был применён для запоминания.

Человеческая память бывает несколько типов:

  • в зависимости от целей выделяют произвольную и непроизвольную;
  • по длительности сохранения информации бывает кратко- и долговременная, а также оперативная память;
  • по степени задействования анализаторов выделяют эмоциональную, образную, словесно-логическую и двигательную память.

В раннем детстве преобладает непроизвольная память, когда ребёнок запоминает и воспроизводит информацию в автоматическом режиме. Без участия воли и контроля сознания. По мере взросления ей на смену приходит произвольное запоминание, которое уже требует воли и использования особых приёмов.

Как тренировать память ребёнка

Существует множество способов совершенствования памяти. Причём большинство из них используется уже в течение десятков лет. И всё же о том, как тренировать память ребёнка дошкольного или школьного возраста, знают не все родители. Мы подобрали несколько самых простых и полезных приёмов и техник.

  • Игры на последовательность. К примеру, можно предложить малышу вспомнить всё то, что вы покупали в магазине сегодня или вчера. Кроме того, вспоминать можно также то, что находится по пути из дома в детский сад.
  • Чтение и пересказ. Сложно переоценить пользу чтения литературы. Чтобы ребёнок был более успешным в школе, нужно привить ему если не любовь, то хотя бы интерес к книгам. Читайте вместе, читайте постоянно, а потом просите пересказать прочитанное или услышанное.
  • Заучивание стихов. Память ребёнка очень пластична, он может запомнить много стихов. Воспользуйтесь этой особенностью, заведя привычку заучивать с малышом новый стих раз в неделю. Особенно такая тренировка будет полезна, когда дети в садике проходят темы: по животным, по временам года и пр.
  • Ассоциации. Самый простой пример – запоминание цветов радуги с помощью мнемотехники. Но можно использовать и другие приёмы. Например, запоминание образов с помощью органов чувств. Через запахи, тактильные ощущения, словесные образы.
  • Перекрёстные связи. Это когда малыш запоминает информацию, используя сразу несколько органов чувств и приёмов. К примеру, ребёнок заучивает стих о животном. Пусть он одновременно рисует картинку этого животного. А ещё можно записать его голос и включать периодически во время выполнения действий.

Итак, мы разобрались в том, как тренировать память ребёнка, чтобы помочь ему лучше запоминать и воспроизводить информацию. Такие умения очень полезны и пригодятся как во время школьного обучения, так и в будущей работе. Все эти техники и приёмы будут эффективными в том случае, если заниматься с ребёнком на регулярной основе, а не от случая к случаю.

Back To Top