Воскресенье, сен 2021
В мире появился новый автогигант. Удастся ли ему победить крупнейших конкурентов?
На мировом автомобильном рынке появился новый мощный игрок — альянс итало-американского FCA и французского Groupe PSA. Концерн получил имя Stellantis и стал четвертым по объему выпуска автопроизводителем в мире. Однако новоиспеченному автогиганту еще предстоит решить целый ворох проблем.

На мировом автомобильном рынке появился новый мощный игрок — альянс итало-американского FCA (Fiat Chrysler Automobiles) и французского Groupe PSA (Peugeot Société Anonyme). Возникший в результате слияния концерн получил имя Stellantis, что означает «сияющий звездами», и стал четвертым по объему выпуска автопроизводителем в мире. Крупнее него только Toyota, Renault-Nissan-Mitsubishi и Volkswagen. Однако новоиспеченному автогиганту еще предстоит решить целый ворох проблем: от избыточных производственных мощностей до каннибализма между многочисленными брендами концерна. Горящая звезда или быстрая вспышка на небосклоне — в материале «Ленты.ру».

Концерн Stellantis возник вскоре после того, как FCA и PSA преодолели кризисы. Причем многие бренды, которые входят в Stellantis, все еще находятся в тяжелом положении. Например, Fiat, который к концу 1990-х аккумулировал практически все итальянские автомобильные марки: Alfa Romeo, Ferrari, Lancia и Maserati. Также ему принадлежало несколько «спящих» брендов (тех, что выпускались, но умерли, при желании их можно возродить). Однако все это время доля компании снижалась — если в конце 1980-х Fiat занимал почти 14 процентов европейского рынка, то в 2002 году доля упала до 8 процентов, а в 2004 году — до 5,6 процента. Концерн выпустил несколько не слишком удачных машин и оказался на грани банкротства.

Фото: Massimo Pinca / Reuters

Спасение концерна связывали с возможным слиянием с General Motors (GM) — американцы в 2000 году купили 20 процентов Fiat. Но в итоге удалось обойтись собственными силами. Спасителем выступил Серджио Маркионне, который пришел в концерн в 2003 году в статусе независимого члена совета директоров. Год спустя он стал исполнительным директором Fiat. Он разорвал альянс с GM, настоял на инвестициях в новые модели, и к кризису 2008 года концерн подошел на подъеме.

Чего нельзя было сказать, например, о Chrysler. Альянс с Daimler (владелец Mercedes-Benz) обернулся провалом. Если на момент слияния в 1997 году Chrysler уверенно стоял на ногах, то, вновь обретя независимость в 2007 году, оказался в затруднительном положении. Мировой кризис усугубил ситуацию, а переговоры с администрацией тогдашнего президента .США Барака Обамы закончились ничем. В 2009 году Chrysler начал процедуру банкротства.

Но Маркионне верил, что компанию можно спасти, и настоял на ее покупке. Так, Fiat приобрел 20 процентов Chrysler, а к 2012 году его доля выросла до 58,6 процента. В 2014 году была завершена реструктуризация, в результате которой и возник концерн FCA, просуществовавший вплоть до слияния с Groupe PSA. Амбициозные планы Маркионне по оздоровлению концерна позволили Jeep, Ram Trucks и Maserati обновить рекорды продаж, но Alfa Romeo, Lancia и Chrysler остались проблемными активами.

Серджио МаркионнеСерджио МаркионнеФото: Rebecca Cook / Reuters

Что касается французского концерна, то пик его кризиса пришелся на 2012-2014 годы. Последствия Великой рецессии и несколько неудачных моделей привели к тому, что PSA оказался в поисках новых инвесторов. В феврале 2012 года было объявлено об альянсе с GM — американцам досталось 7 процентов акций, что сделало их вторым крупнейшим акционером PSA. Год спустя американцы продали свою долю инвесткомпании из Индии. А в 2014 году французское правительство и китайский промышленный гигант Dongfeng приобрели каждый по 14 процентов акций PSA в обмен на инвестиции в объеме 800 миллионов евро. В результате доля семьи Peugeot снизилась с 25,4 до 14 процентов.

Полученные инвестиции и план сокращения расходов, который был осуществлен под руководством нового исполнительного директора Карлоса Тавареса, помогли PSA вновь стать прибыльным уже в 2015 году. Два года спустя концерн выкупил у GM марку Opel и британскую Vauxhall, под которой немецкие машины продаются в Великобритании. Таким образом PSA объединил в себе пять марок: Peugeot, Citroen, Opel, Vauxhall и DS.

Несмотря на выход из критического положения, оба концерна не решили все свои проблемы. Chrysler ушел со многих экспортных рынков, а в .США продает лишь две модели. Lancia и вовсе представлена только в Италии и только одной моделью. Амбициозный план по возрождению Alfa Romeo забуксовал — спрос в .США снижается, а продажи марки в Европе даже хуже, чем у Lancia. Концерну PSA удалось всего за год вернуть Opel к прибыли впервые с 1999 года, но компании предстоит дорогостоящий переход с платформ GM на новые. А продажи премиальной марки DS, суббренда компании Citroen, рухнули.

При этом и FCA, и PSA нужно вкладывать большие деньги в развитие электромобильных технологий. Откладывать больше нельзя — некоторые страны ЕС уже объявили о планах по запрету на эксплуатацию машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в крупных городах, а другие взяли курс на полный запрет продаж машин с ДВС в долгосрочной перспективе.

Фото: Mauro Ujetto / Getty Images

При этом для электромобилей нужно разрабатывать новые платформы и переоборудовать заводы. Все это требует больших инвестиций. Все больше компаний объединяют усилия в создании электромобилей. В ноябре 2019 года стало известно о партнерстве Toyota и китайского концерна BYD, в сентябре 2020 года договор о намерениях подписали GM и Honda.

Первые слухи о том, что FCA ищет партнера и им может стать Groupe PSA, появились в марте 2019 года, но руководство итало-американского концерна их опровергло. Следующим кандидатом в мае того же года стал альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, которому принадлежит Lada. Однако уже в июне было объявлено о том, что сделка не состоится. FCA обвинил в ее срыве французские власти. Тогда в Турине вернулись к мысли об альянсе с PSA, и уже к концу 2019 года стороны пришли к принципиальному согласию.

По задумке FCA и PSA должны были быть равноправными партнерами, но в реальности это не совсем так. В документе, который FCA разослал своим акционерам, содержатся подробности сделки. В частности, четкое описание структуры, согласно международному стандарту финансовой отчетности IFRS 3. «Приобретателем» (acquirer) назван концерн PSA, а «приобретаемой стороной» (acquiree) — FCA. Кроме того, возглавил Stellantis именно CEO французского концерна Карлос Таварес, в то время как представитель FCA Джон Элкан занял пост председателя правления. Наконец, в совете директоров Stellantis — 11 мест. Шесть достанутся представителям PSA, а пять — FCA.

Карлос ТаваресКарлос ТаваресФото: Christophe Ena / AP

Совокупный годовой объем производства Stellantis составляет около 8,7 миллиона автомобилей, но большую часть обеспечивает FCA. При этом оба концерна последние годы заканчивали с прибылью. По итогам до.коронавирусного 2019 года выручка FCA составила 108,18 миллиарда евро, а чистая прибыль — 2,7 миллиарда евро. PSA закончил год с выручкой 74,7 миллиарда евро и чистой прибылью 3,58 миллиарда евро. В годовом отчете PSA особо подчеркнута роль сокращения расходов в достижении таких результатов. Слияние с FCA должно позволить сэкономить еще больше денег — около пяти миллиардов евро к 2025 году. Экономить Stellantis намерен за счет сокращения числа платформ и двигателей, которые будут использовать многочисленные бренды концерна, а также за счет совместного инжиниринга и разработки новых моделей.

Несмотря на стремление сэкономить, Stellantis сохранит все 12 основных брендов (Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, DS, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, Ram, Vauxhall) и дочерние подразделения вроде Abarth и Fiat Professional, которые занимаются спортивными и коммерческими автомобилями. Слухи о скорой ликвидации брендов Chrysler и Lancia не подтвердились, а последний и вовсе будет отвечать за премиум сегмент наряду с Alfa Romeo и DS.

Чтобы избежать брендового каннибализма, Stellantis хочет развести марки по нишам и рынкам. .Американские бренды должны бороться за лидерство за океаном, Fiat, Alfa Romeo — в Италии, Citroen, DS и Peugeot — во Франции и Китае, а Opel и Vauxhall — в Германии и Великобритании. Более того, руководители Stellantis обещали, что не будет закрыт ни один из многочисленных заводов концерна в 30 странах. Единственным исключением из-за последствий Brexit может стать завод Vauxhall в графстве Чешир. Однако такая стратегия вызывает вопросы, так как сразу несколько заводов Stellantis работают далеко не на полную мощность.

Stellantis от TradingView

Фондовый рынок воспринял слияние позитивно. Акции Stellantis были размещены на биржах в Милане и Нью-Йорке. В Милане в первый день торгов акции концерна выросли на восемь процентов, а его капитализация составила 42 миллиарда евро. В ближайшей перспективе Stellantis опубликует подробную стратегию развития, которая и покажет, как именно он намерен добиваться своих целей. Пока известно лишь о планах выпустить до конца года десять новых электромобилей, а к 2025 году автогигант будет выпускать исключительно гибриды или электромобили.

Стратегия нового концерна должна пролить свет и на то место, которое Stellantis отводит России. В настоящий момент положение практически всех марок концерна в стране незавидное. Citroen и Peugeot, когда-то занимавшие заметную долю рынка, продают несколько тысяч машин в год. Jeep топчется вокруг отметки в тысячу автомобилей. Результаты остальных брендов еще хуже. Годовые продажи Fiat и Opel исчисляются сотнями машин (последний даже уходил с российского рынка), а Chrysler — десятками. Alfa Romeo, Dodge и DS вовсе покинули рынок.

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

При этом у концерна есть завод «ПСМА Рус» в Калуге. Доля Stellantis в нем — 70 процентов. Оставшиеся 30 процентов принадлежат Mitsubishi. При мощности в 125 тысяч автомобилей в 2019 году завод выпустил лишь 40 тысяч машин, из которых подавляющее большинство составили именно японские автомобили. На фоне сокращения расходов закрытие завода и уход части марок Stellantis выглядели бы логичным шагом, но топ-менеджмент концерна обещал сохранить предприятия и рабочие места.

Вполне вероятно, что Stellantis попробует усилить свои позиции в России за счет локализации производства большего числа моделей. Это позволит не только увеличить долю на рынке, но и загрузить завод в Калуге. В июле 2019 года PSA подписал Специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Минпромторгом, в рамках которого концерн обязан увеличить инвестиции в производство в России. В частности, планировалось развернуть в Калуге производство двигателей, запустить создание новых моделей и увеличить локализацию уже производящихся. Но даже в этом случае обрести величие в России Stellantis будет едва ли не труднее, чем во всем мире.

Back To Top