Пятница, июль 2021
Стоимость нефинансовых активов Сбера выросла в 4,5 раза
Как пишет РБК, ранее эксперты UBS оценивали нефинансовые активы Сбера в 133 миллиарда рублей. Коррективы в свою модель оценки UBS внес после того, как 30 ноября Сбербанк представил новую стратегию до 2023 года.

Инвестбанк UBS оценил стоимость нефинансовых активов Сбера в перспективе ближайшего года почти в 600 миллиардов рублей и впервые включили их стоимость в прогнозную модель при определении целевой цены акций Сбербанка. Как пишет РБК, ссылаясь на аналитический отчет UBS, инвестбанк увеличил эту оценку почти в 4,5 раза.

Крупнейший швейцарский финансовый холдинг UBS Group AG базово оценил стоимость нефинансовых активов Сбера в перспективе ближайших 12 месяцев в 594 миллиарда рублей. Эта сумма превышает сегодняшнюю капитализацию Mail.Ru Group. При оптимистичном сценарии этот показатель может достичь 1,1 триллиона рублей. По нынешним котировкам это почти шестая часть капитализации Сбербанка. Как пишет РБК, ранее эксперты UBS оценивали нефинансовые активы Сбера в 133 миллиарда рублей. Коррективы в свою модель оценки UBS внес после того, как 30 ноября Сбербанк представил новую стратегию до 2023 года.

Несмотря на то, что банковский бизнес продолжает играть ключевую роль в экосистеме Сбера, там ожидают уверенного роста доходов от нефинансовых сервисов (электронная коммерция, развлечения, облачные технологии, кибербезопасность и другие). По оценке главы банка Германа Грефа, к 2023 году доля дохода от нефинансовых сервисов в чистом операционном доходе группы составит более 5 процентов, а к 2030 году достигнет 20–30 процентов.

Как сообщила финансовый директор Сбера Александра Бурико, одна из основных финансовых целей стратегии — ежегодное удвоение выручки цифровых нефинансовых бизнесов. При этом ожидается рост доли доходов от нефинасового сектора в 2023 году до 60 процентов общих доходов группы. UBS прогнозирует, что нефинансовая выручка «Сбера» достигнет к 2023 году 570 миллиардов рублей и принесет около 130 миллиардов рублей валовой прибыли, сообщает РБК.

Новая стратегия Сбера — это логическое продолжение предыдущей: три года назад Сбербанк пообещал стать экосистемой и конкурировать с Google и Amazon. Еще в минувшем году топ-менеджмент Сбербанка сообщал, что за три года банк инвестировал в покупку активов для экосистемы 1 миллиард долларов, или 3 процента от прибыли за это время. Как говорил глава Сбербанка Герман Греф, цель создания экосистемы — опередить ИТ-гиганты, которые начали заниматься финансовой деятельностью.

Сейчас в экосистему Сбербанка входят около 50 компаний, среди которых сервис интернет-платежей «Юмани» (экс-«Яндекс.Деньги»), портал недвижимости «Домклик», телекоммуникационный оператор СберМобайл, развлекательные интернет-сервисы (онлайн-кинотеатр Okko, СберЗвук), медицинские сервисы (Сбер Еаптека, DocDoc), маркетплейс для покупки автомобилей СберАвто, проекты в сферах информационной безопасности (Bi.Zone), распознавания речи и лиц (Vision Labs, «Центр речевых технологий»), искусственного интеллекта (Cognitive Pilot), облачных технологий (SberCloud), разработчик устройств SberDevices и др.

Часть сервисов Сбербанка развиваются в партнерстве с другими технологическими компаниями. Так в 2019 году банк вместе с Mail.ru Group запустил совместное предприятие «О2О Холдинг», стоимость которого на старте оценивалась в 100 миллиардов. В него включены сервис доставки еды и продуктов Delivery Club, сервис заказа такси «Ситимобил» и т.д. Позднее компании дополнительно инвестировали в него еще 12 миллиардов рублей. До недавнего времени важным партнером Сбера в сфере нефинансовых сервисов был «Яндекс». Но летом 2020 года компании объявили о разделе совместных активов.

Уже сейчас своими основными конкурентами Сбербанк видит технологические компании, а особенно серьезным вызовом для банка станет активное развитие иностранных экосистем в России, рассказывал, презентуя новую стратегию Герман Греф. Сбербанк сможет с этим справиться, отметил его президент, перечислив конкурентные преимущества компании: команда, массивы данных для лучшего таргетирования, доверие клиентов, высокочастотный трафик онлайн-каналов, офлайн-инфраструктура по всей стране и доступ к клиентской базе. Сбербанк также может дешево и быстро масштабировать бизнес для победы в конкуренции.

Инвестбанк UBS впервые включил оценку нефинансовых сервисов экосистемы Сбера в модель оценки стоимости всей компании. По его прогнозам, учет нефинансовых сервисов (при оценке 594 миллиардов рублей) добавляет к целевой цене акций Сбера в перспективе года 8 процентов в базовом сценарии — эксперты определили ее (учитывая влияющие на этот показатель экономические факторы) в 343 рубля за бумагу. В оптимистичном сценарии она может достичь 400 рублей. Стоимость всех активов банка в базовом сценарии превысит 7,3 триллиона рублей.

В начале мая этого года Сбербанк потеснилГазпром и стал самой дорогой торгуемой на бирже компанией в России. По данным на 14 декабря, его капитализация составила 6,19 триллиона рублей. В этот день акции Сбербанка в ходе торгов, подорожали до 287,74 рубля, достигнув своего максимального значения, следует из данных Московской биржи. «Мы рады, что цели стратегии Сбера до 2023 года по развитию как финансовых, так и нефинансовых направлений были позитивно восприняты инвестиционным сообществом, — сообщил РБК представитель Сбербанка. — Это также подтверждается динамикой стоимости акций, которые за последние две недели прибавили порядка 13 процентов».

Чистая прибыль Сбербанка по МСФО в 2019 году составила 845 миллиардов рублей с учетом продажи его турецкой «дочки» Denizbank. Это на 1,6 процента выше, чем годом ранее. В 2020 году на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, финансовый результат Сбербанка остался положительным: чистая прибыль за полгода составила 337,53 миллиарда рублей, что на 24 процента ниже показателя за январь—июнь 2019 года.

Эксперты соглашаются с оценками UBS. При этом можно сказать, что банк еще, не начал всерьез тратить деньги на свою экосистему. По словам старшего аналитика по банковскому сектору компании «Атон» Михаила Ганелина, когда три года назад была представлена предыдущая стратегия Сбера, инвесторы не совсем поняли концепцию развития группы и им не очень нравилось, что банк покупает различные компании на рынке, поскольку это создавало впечатление «распыления» деятельности. Теперь же ситуация изменилась. И на Дне инвестора Сбербанку удалось донести до потенциальных партнеров суть своей стратегии, в результате чего многие пересмотрели прогнозы по стоимости акций компании. Как отмечает эксперт, совсем недавно аналитики устанавливали целевую цену акции на уровне 270–300 руб. за штуку, а после мероприятия показатель в среднем вырос на 10–20 процентов.

У многих нефинансовых сервисов экосистемы Сбербанка огромный потенциал роста, полагает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. По его мнению, связано это еще и с тем, что в последующие годы потенциал роста некоторых традиционных для Сбербанка сегментов будет ограничен и доля нефинансовых сервисов начнет расти еще быстрее. Сооснователь платформы United Investors Александр Горный сказал РБК, что оценку в 594 миллиарда рублей можно считать огромным успехом команды Сбербанка. Как считает эксперт, эта сумма «на порядки больше, чем затраты Сбера на покупки компаний своей экосистемы». Управляющий партнер венчурного фонда Leta Capital Александр Чачава также говорит, что Сбербанк успешно инвестирует в нефинансовые активы.

Быстрая доставка новостей — в «Ленте дня» в Telegram подписаться
Back To Top