Воскресенье, нояб 2021
Панелька-телевизор, летающая тарелка и трансформеры — что осталось от советского наследия в Европе
Распад Советского Союза оставил множество архитектурных отголосков сверхдержавы в Восточной Европе. После смерти Сталина господствующим стилем в зодчестве был модернизм, пришедший с Запада и «осовеченный». Благодаря своим узнаваемым чертам, такие здания превратились в целую россыпь подчас инопланетных артефактов.

Распад Советского Союза оставил множество архитектурных отголосков сверхдержавы в Восточной Европе и Азии. После смерти Сталина господствующим стилем в зодчестве был модернизм, пришедший с Запада и «осовеченный». Благодаря узнаваемым чертам такие здания превратились в целую россыпь подчас инопланетных артефактов на территории бывшего СССР. Памятники эпохи взяла под крыло румынская организация BACU (Бюро художественных и городских исследований). Она создала проект Socialist modernism, посвященный охране и изучению архитектуры советского модернизма. Забетонированное прошлое — в подборке «Ленты.ру».

Здания совмода строили в период с 1955 по 1991 год в странах Восточного блока. Рождение стиля связывают с хрущевской оттепелью — тогда отечественные архитекторы начали читать профильные журналы и обмениваться опытом с западными коллегами. Социалистический реализм схож с брутализмом: массивные формы, функциональность, монолитность, преимущественно светло-серый цвет, поскольку главным материалом был железобетон. Ничего лишнего — только представительность и надежность.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

История отдельных проектов не оборвалась и после распада страны. Например, здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР (сверху на фото), построенное в 1974 году в Тбилиси, впоследствии перешло к Банку Грузии. Чуть ли не единственный индивидуальный проект республики за весь период существования Союза в 2010 году частично отреставрировали, теперь здесь проводят культурные мероприятия.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

При этом ошибочно думать, что совмод — это только правительственные здания. Так, черты данного стиля воплотились в одном из жилых комплексов Белграда (Сербия) 1970-1974 года постройки. Местные жители прозвали дома телевизорами из-за квадратных окон.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

Значительная доля объектов приходится на памятники, посвященные военным .бикиним. В словенском городе Илирска-Бистрица в 1965 году установили монумент бойцам 4-й югославской армии — они освободили данный район в ходе Второй мировой. Под бетонным кубом, удерживаемым девятью сужающимися колоннами, покоятся 284 павших партизана.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

Архитектура того периода немыслима и без огромных мозаик и полотен, прославляющих могущество социалистического строя. Так, на данном снимке изображен пожарный, побеждающий пламя. Фреска находится на фасаде бывшего здания ЦК ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) в Тбилиси.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

Еще один мемориал, на этот раз в городе Крушево (Северная Македония), — памятник Илинден. Его установили в 1974 году в честь бойцов Илинденского восстания 1903 года против Османской империи, а также партизан Народно-освободительной войны Югославии 1941-1944 годов. Есть много версий о значении формы Илиндена: одни говорят, что это сердце, другие — что вирус. Однако многие источники утверждают, что в основе лежит булава как символ сопротивления.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

Иногда совмод вбирает в себя элементы кубизма, и на выходе получается то, что пользователи соцсетей прозвали трансформером и персонажем из игры Minecraft. Такие фигуры можно увидеть на памятнике 1300-летию Болгарии в Шумене. Он установлен в 1981 году в честь образования Первого Болгарского царства.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

Образцы промышленной архитектуры также попали на карту проекта. Здание 1980 года постройки, эмблема на фасаде которого чем-то напоминает свастику, находится на территории одного из крупнейших подземных рудников Румынии. Угольная шахта Livezeni расположена в городе Петрошани. Активный прирост населения начался как раз во времена СССР, когда сюда массово переселялись рабочие.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

Совмод затронул даже ритуальные сооружения. На снимке — один из залов Киевского крематория, предназначенный для прощания с усопшими. Авторы проекта называли свое творение светобетоном из-за его конструкции. Сам комплекс с Парком памяти построили в 1968-1981 годах.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

Летающая тарелка — верхняя точка моста SNP (Словацкого национального восстания) в Братиславе. Это самый большой мост в городе (303 метра в длину, 85 в высоту), который вообще не имеет опор в реке. К реализации проекта приступили в 1967 году, чтобы присоединить новый жилой район на противоположном берегу Дуная.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от #SOCIALISTMODERNISM (@socialistmodernism)

Так выглядят жилые дома на улице Нуцубидзе в Тбилиси (1974-1976 годы). Появление столь необычной конструкции с наземными переходами связано с тем, что здания стоят на крутом склоне. Чтобы не подниматься вверх в гору или не ехать автобусом, любой житель может спокойно попасть на нужный уровень, поднявшись на лифте.

Внедрением лучших городских практик занимаются и создатели проекта из BACU. Помимо защиты и изучения архитектурного наследия, специалисты ведут просветительскую деятельность с властями и жителями разных регионов. В организации хотят донести до людей культурную значимость советского наследия, а также научить чиновников учитывать исторический ландшафт при планировании городов — и никакой точечной застройки.

Back To Top